Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 06:41

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа

Функционирование городского коммунального хозяйства России до 1917 года

Благоустройство человеком своего постоянного места обитания (квартиры, дома, города) является его постоянной потребностью. Поэтому необходимо знать и применять накопленные знания функционирования городского коммунального хозяйства при решении проблем, возникающих в жилищно-коммунальной сфере современной России.

   Вступление человека в эпоху цивилизации ознаменовалось появлением совершенно новых черт в характере его обитания и образе жизни. В длительном историческом процессе человек создал самую эффективную систему жизнеобеспечения - город. Можно сказать, что возникновение города - это и есть само возникновение цивилизации. Термин "цивилизация" восходит к её латинскому корню: civis, означающему не только "гражданин", но и "горожанин". "Поэтому цивилизация означает городскую культуру, отражающуюся в таких показателях, как технический прогресс, экология, санитарное состояние, уровень здравоохранения, и оценивается в динамике социального и культурного развития" [1].

   Определение понятия "города" может быть сделано с различных точек зрения. Как отмечает Макс Вебер: "Город (в употребляемом нами значении) есть рыночное поселение (Marktansiedelung)" [2]. Важно то, что город - это важнейшее звено всей системы территориальной организации общества. По качеству взаимодействия городских структур можно определить влияние города на окружающие его территории. "Города - это самый трудоёмкий и ценный материальный продукт человеческой цивилизации. Ничто не требует таких огромных усилий, как строительство городов с их водоснабжением, коммуникациями, дорогами. Строительство городов - одна из основных целей экономической деятельности человека вообще" [3].

   История городского коммунального хозяйства дореволюционной России требует при своём рассмотрении сравнения с "мировым опытом", что помогает выявить закономерности в развитии городов. Как отмечают Игорь Яковлевич Фроянов и Андрей Юрьевич Дворниченко: "Сравнительно-историческое изучение древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с полисами античного мира. Так, ...одинаково были характерны единство города и сельской округи, эффективная форма социально-политической организации - республика" [4]. Исследователь истории поздней Римской империи англичанин Джонс А.Х.М. пишет, что "рост города можно оценить и по количеству новых водопроводов..." [5]. Поэтому необходимо обратится к временам античности, которая до сих пор служит для нас образцом в области городской культуры.

   Римляне были великолепными строителями, особенно в возведении водопроводов и канализации, ведь как говорит древнеримская мудрость: "развитие цивилизации определяется расстоянием между носом человека и местом помещения отходов внутренних органов его хозяина". Именно при римлянах в I в. до н.э. - V в. н.э., на крымском полуострове в г. Херсонесе, изначально греческом поселении, был проведён водопровод. "По нескольким ниткам керамических труб в город из источников на Гераклейском полуострове была подведена свежая и вкусная питьевая вода. Римляне, блестящие топографы, сумели проложить трубы так, что вода поступала в город самотёком, успешно преодолевая все холмы и балки" [6].

   Особенностью развития древнеримских городов было то, что их благоустройство не подчинялось какому-либо определённому стандарту. Например, "крошечный городок Панопа, расположенный в горах Северной Греции, "не имел муниципальных зданий, гимназий, театра, рынка; в фонтаны не была проведена вода", в то время как Антиохия в IV в. могла похвастаться восемнадцатью общественными банями и уличным освещением. Любой город с претензиями на оригинальность замащивал свои улицы камнем, его главные улицы отличались широкими тротуарами, часто укрываемыми колоннадами. В Антиохии и некоторых других крупных городах улицы ночью освещались. Огонь поддерживался лавочниками, перед владениями которых устанавливались лампы. В большинстве городов также функционировала дренажная система и общественное водоснабжение, обеспечиваемое водопроводами, которые зачастую прокладывались от удалённых источников. Во всех респектабельных городах имелись свои общественные бани. Плата за топливо для их обогрева ложилась тяжким бременем на городской бюджет..." [7].

   В средние века в Западной Европе водопроводные и канализационные системы были показателем античного наследия городов. В городах, не имевших такого наследия, нечистоты были естественным достоянием улиц. Как утверждает в своей работе "Основы городского хозяйства" Лев Александрович Велихов: "Благоустройство средневековых городов почти во всех отношениях было значительно ниже, чем таковые же античных центров" [8]. Крестовые походы способствовали более обширному знакомству европейцев с системами городской гигиены. Американский историк Чарльз Гальперин пишет, что некоторые французы (жившие в Иерусалимском королевстве) сумели воспользоваться преимуществами бань, водопроводов и системы канализации, но в целом они "перенесли свой привычный образ жизни в Палестину и жили на французский манер среди мусульманского мира" [9]. Так, города Латинского Востока (по типу Западной Европы) в основном "обеспечивались водой из цистерн и колодцев, хотя в Тире, Антиохии, Керасии и Иерусалиме сохранились древние акведуки" [10].

   В XIII - XIV вв. в поволжском городе Великие Болгары "находилась хорошо вымощенная площадь с водоразборным бассейном, к кото-рому шёл водопровод с верхнего берега. Рядом находилась баня, известная под наименованием Красная палата, просуществовавшая вплоть до разрушения города в начале XV в. К западу располагалась вторая баня того же типа. Третья баня по склону городища обнаружена к востоку от Красной палаты. Около бань на-ходились колодцы, кроме того, раскрыт водо-провод, подававший воду сверху" [11].

   При нынешней ситуации в России, когда в стране происходит повсеместный износ водопроводных и канализационных сетей, интересно отметить, что даже "в средневековье Херсонес по-прежнему отлично снабжался водой. Исправно работало водохранилище, действовали колодцы, фонтаны и городская канализация. Гончарные трубы, которые, естественно, никогда не ржавели и не требовали замены, позволили средневековому водопроводу Херсонеса работать в течение 300 лет после гибели города, и к моменту основания Севастополя в 1783 году продолжал давать чистую питьевую воду" [12].

   Состояние сегодняшнего коммунального хозяйства находится на несравненно высшей ступени. Но настоящее берёт начало из прошлого, тем более что в период современного реформирования жилищно-коммунального хозяйства России использовать опыт предков вполне уместно, особенно в части самоуправления коммунальным хозяйством и городской культуры в целом.

   Опыт функционирования коммунального хозяйства России берёт начало со времени существования первых русских городов. Исследователи Панов А.Н. и Овчаров С.Г. отмечают, что "...Новгород являл собой эталон средневекового русского города. Благодаря усилиям археологов мы получили самое полное представление об облике древнерусских "градов", их планировке, уличных мостовых, и, почти полное - о его коммунально-инженерных коммуникациях: водостоках, водоводах, теплосборниках и т.п. Эти сведения принципиально важны для истории новгородского коммунального хозяйства, которое возникло около тысячи лет назад. В то время, безусловно, вопрос теплообеспечения был наиболее важным. Как, впрочем, и сегодня" [13].

   Археологические исследования позволя-ют утверждать, что в Великом Новгороде мостились практически все улицы, иначе в условиях повышенной влажности движение по ним было бы невозможным. Источником, подтверждающим этот факт, является принятый в 60-х годах XIII в. "Устав князя Ярослава о мостех". Он принадлежит к числу важнейших памятников новгородского административного законодательства. Устав посвящён организации мощения главных торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и на городской торг. Вероятно, забота о возобновлении рядовых уличных настилов лежала на самих горожанах. Ведь главная цель устава - организовать те магистрали, которые обслуживают Торг. Памятник содержит подробные сведения о разверстке мостовой повинности в Новгороде, а в приписках - об организации строительства и ремонта Великого моста через Волхов [14].

   С созданием централизованного государства в России руководство местным самоуправлением, местным (город-ским) хозяйством, институтами "благосостояния", "благоус-тройства", "городского и земского дела", "коммунального (общего) дела" стало входить в компетенцию органов внутренних дел (учреждённой в 1649 г. российской полиции). В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нём царь повелевает: "Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника", "ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела" [15]. Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций "общественного благочиния" (чинить благо обществу). Эта дата и считается днём основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.

   Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции "общественного благочиния" были переданы российской полиции, которую именовал "душой гражданства и всех доб-рых порядков" и связывал с полицией понятия "благосостоя-ния населения". Важным вопросом для государства было решение проблем в коммунальном хозяйстве. Это отражено в указе Петра I от 22 февраля (5 марта) 1709 г. "О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах; о свозе всякого помёту за Земляной город (то есть за пределы нынешнего Садового кольца. - И. В.) и о содержании мостовой в исправности" [16]. При Петре I произошёл расцвет садово-паркового искусства, возведённого им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров создана специальная садовая контора. В 1718 году указом Петра I запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а с 1722 года - и в Москве.

   Закладка первого моста через Неву (с его освящением) состоялась 26 июня 1727 года, а 7 июля был подписан именной указ Меньшикову на строительство моста. 27 ноября (8 декабря) 1730 года вышел сенатский указ "О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей". В указе проявлялась забота не только о прохожих, но и о "внешности" города: фонари требуется ставить одинаковые и на равных дистанциях по одной прямой [17].

   Первая "перспективная" дорога, построенная по единым правилам, протяжённостью свыше 700 км, соединяющая Москву и Петербург, появилась в России лишь в 1746 году. Специальная инструкция предписывала: "...строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно" [18].

   Екатерина II, определяя назначение полиции новым термином "благочиние" (однокоренное слову "чиновник"), или "созидание и сохранение блага", вводит Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию указом Петра I, определяются и нравственные качества государственных служащих.

   Жалованная грамота городам 1785 г., утвердившая новое Городовое положение, завершила реформу городской общины, начатую в 1775 г. В своём исследовании "Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.)" Борис Николаевич Миронов подчёркивает, что "При проведении городской реформы 1775 - 1785 гг. в жизнь произошли существенные отклонения от замысла.... Эти отклонения - убедительное доказательство того, что не только государство творило социальную историю страны, но и само население, и объективные социально-экономические процессы, проходившие в стране" [19].

   Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод, завершённый к 1804 году. Так был учреждён Мытищинский водопровод.

   В 1802 году создаётся Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) - единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

   15 (27) декабря 1817 года Александр I подписал и направил Министерству полиции указ "Об устройстве городов и селений". Его начинало требование: "Дороги должны быть с обеих сторон означены вырытыми канавами, так, чтобы равенство сие наблюдалось при каждом повороте, и чтобы без нужды, по местоположению, не делалось излишних изгибов". В других местах указа говорилось: "стилку мостов производить из тесаных брёвен, а не из кругляков" [20].

   Помимо заботы государства, в благоустройстве городов огромную роль играли сами жители. Ярким примером этого служит следующий эпизод из истории г. Самары, описанный Николаем Александровичем Архангельским: "В 1851 году полицмейстер доносил губернатору, что на Алексеевской улице против дома купца Попова находится топкое место, где даже при ма-лом дожде вода, не имея ската, образует болото и впоследствии делается большая грязь. Губернатор, распорядился, чтобы, городская Дума устроила канаву для спуска воды вниз, под гору и покрыла её досками и чтобы она не препятствовала езде. Канава была устроена; но когда, по поручению Ду-мы, гласный Чистяков осмотрел её, то нашёл, что она сделана непрочно, из тонкого леса, почему доски при проезде гнутся, и она от этого скоро должна прийти в ветхость. Дума поручила Чистякову устроить канаву, как следует. Но домовладельцы на свой счёт переделали её, прежде чем он со-брался устроить её, как следует, и в Самаре стало одним топким местом меньше" [21].

   Александром II 1 января 1864 г. были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" [22]. В ведение земств отдавалось: устройство и содержание дорог, школ, больниц, содержание тюрем и др.

   В 1870 г. была проведена городская реформа. В "Городовом положении" от 16 июня 1870 г. говорится, что "Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору..." [23]. Благоустройство российских городов стало главной заботой дум.

   Городские думы получили право облагать налогом имущества и доходы частных лиц города. Но имущества и дома могли облагаться по закону не свыше одного процента их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. В структуре городских расходов значительная часть средств шла на удовлетворение так называемых обязательных расходов - на содержание полиции, пожарной части, жандармского дивизиона, врачебно-полицейского управления, воинской части, тюремных учреждений. Немало средств тратилось на нужды структур самого общественного управления, уплату дол-гов, на городские предприятия (в том числе водопровод, освеще-ние, благоустройство, санитарную и строительную часть), на мировые учреждения. Интересно отметить, что в Самаре "доходы давали и такие предприятия, как водопровод (1887 г.), "Конка" (конная дорога, построенная в 1895 г.), электростанция (1900 г.) и электрический трамвай (1915 г.)" [24]. Тем не менее, источники дохода были весьма скудны, ведь часть средств шла не на городские, а на казённые нужды: на содержание полиции и гражданского управления уходило более половины городских сборов.

   И всё-таки, несмотря на многочисленные финансовые и иные трудности, социальная инф-раструктура, например, "в Москве постепенно развивалась с помощью структур общественного управления. В городе был построен газовый завод, началось освещение московских улиц газовыми фонарями. Правда, многие, даже близкие к центру улицы были освещены недостаточ-но. Так, в 1870 г. в городе имелось немногим более 3 тыс. газовых фонарей наряду с 7 тыс. устаревших масляных. В 80-х гг. были установлены первые электрические фонари. В 1870 г. (после передачи в ведение думы из Главного управления путей сообще-ния) в Москве функционировало несколько водопроводов, самым крупным из которых был Мытищинский. Вскоре было открыто водос-набжение из Ходынских ключей, а затем и из Андреевского водопровода. К 1892 г. был значительно расширен Мытищинский водопровод. Тем не менее потребность города в качественной воде полностью не была удовлетворена. Позднее началось строительст-во Рублевской водопроводной станции" [25]. В Самаре в 1887 году "постройка водопровода обошлась городу в 426 тысяч рублей" [26] и "было построено около 30 км водопроводных линий с водозаборными колонками" [27]. Как отмечает Надежда Максимовна Румянцева уже "в 90-е годы Самара среди десяти крупнейших городов России занимала 3-е место по относительному развитию уличной водосети и 2-е по подаче воды на душу населения, оставляя позади по этим показателям даже столицы" [28] (в Санкт-Петербурге первая станция очистки воды была построена в 1888 году).

   На заседаниях городских дум обсуждались не только проекты строительства водопроводов, например в г. Самаре их было подано 11, но и сооружение речных мостов. Так, в г. Москве "в 1868 г. был построен новый мост через Москву-реку на месте деревянного, разбиравшегося на время поло-водья, Дорогомиловского. Позднее были построены с помощью подрядчиков и другие железные мосты - Краснохолмский, Москво-рецкий, Крымский, Мало-Устьинский" [29].

   В отличие от Москвы, как показывают исследования Петра Серафимовича Кабытова, "Самара исстари "славилась" своими грязными и пыльными улицами. В 1863 г. началось мощение участка Дворянской улицы (Куйбышева) и четырёх спусков к Волге. В 1865 г. были вымощены Алексеевская площадь, Вознесенская и Воскресенская улицы. Но систематическое благоустройство улиц началось лишь после введения нового "Городового положения": городская дума создала особую исполнительную комиссию, которая должна была разработать проект и сроки мощения улиц и составить смету расходов. По данным П.В. Алабина, к 1886 г. более половины улиц уже имело мостовое покрытие (оно производилось за счёт города). В 1885 г. дума пришла к выводу, что "набережная в настоящем виде представляет собой безобразное зрелище неблагоустройства и беспорядка, недостойное города Самары...". Был составлен проект строительства набережной между улицами Панской (Ленинград-ской) и Заводской (Венцека). Уже к июлю 1886 г. была построена деревянная набережная, произведено благоустройство спусков к реке. Строительство каменной набережной началось в 1892 г., когда в порядке помощи голодающим были организованы общественные работы и между улиц Панской (Ленинградской) и Предтеченской (Некрасовской) началось строительство каменной подпорной стены. Это был, можно сказать, исторический шаг в благоустройстве города. К числу постоянных забот думы относилось и озеленение города, благоустройство Струковского сада, ставшего местом отдыха-общения и своего рода достопримечательностью города" [30].

   Вопрос укрепления берегов озёр и одновременно озеленения решался и в уездном г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти) Самарской губернии. Так в статье 4 городского бюджета на 1906 г. записано: "изъ предусмотренной сметой суммы 300 руб. на устройство на городскомъ выгоне озера произвести расходъ на посадку, въ виде опыта, въ существующемъ озере до 50 шт. ветловыхъ кольевъ" [31].

   90-е годы XIX столетия характеризуются настойчивым стремлением к муниципализации важнейших отраслей хозяйства, определяющих жизнеобеспечение города. "После городской реформы 1892 года правительство полностью освободило себя от забот о развитии и управлении городским хозяйством, преложив их на органы общественного управления, в руках которых постепенно сосредоточился весь круг вопросов, связанных с благоустройством, санитарно-гигиеническим состоянием города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного образования, медицинского обслуживания населения" [32]. В крупных городах Средневолжского региона "сооружаются конно-железные дороги, совершенствуются единые системы водоснабжения, вводится электрическое освещение. Так, в Самаре строительство электрической станции было завершено в 1900 - начале 1901 года..." [33]. В 1907 г. освещение г. Самары состояло из "фонарей электрических 30, керосино-калильных 79, керосиновых простых 621" [34].

   В 1895 году был поднят вопрос о сооружении в Самаре канализационной сети, которая была необходима в целях оздоровления города. "Но на её проведение нужны были большие средства (около 1 млн. рублей), которых у города не было. Проблема была решена лишь к 1909 году при помощи взносов частных лиц; тогда и начались работы по прокладке канализационной сети по плану немецкого инженера Линдлея" [35]. И только "в конце 1912 года открыта городская канализация" [36] (в Москве первая канализация сооружена в 1898 г.).

   В провинциальных городах дела с благоустройством решались далеко не так интенсивно. Однако, зачастую важна не скорость решения проблемы, а сама деятельность и желание находить выходы из сложных ситуаций. Интересным примером служит история небольшого городка Ставрополя-на-Волге, основанного в 1737 г., а с 1 января 1851 г. ставшего уездным городом, вновь образованной Самарской губернии. Как пишет Александра Михайловича Тураев: "В 1750 году в Ставрополе было до 500 домов и 1160 человек населения, в 1860 году - 602 дома и 2269 человек жителей" [37] (Анатолий Куприянович Синельник, по отчётности 1852 года, отмечает, что проживало 4344 человека) [38].

   Валентин Александрович Овсянников пишет, что "только после покрытия обязательных расходов (на полицию, на пожарный обоз и т.д.) городская Управа могла направить деньги на необязательные расходы (на начальное обучение, на благоустройство, на организацию медицинской части, на благотворительность, на помощь в развитии мелких промыслов, на организацию мелкого кредита и т.д.)... Серьёзного внимания и заботы от городской Думы требовали основы санитарного состояния и благоустройства в городе... Законом 1900 года местным органам власти - городским Думам и земствам было предоставлено право издавать для жителей своих городов обязательные постановления. В обязательном постановлении 1879 года ставропольская городская Дума требовала, чтобы "каждый домовладелец обязан заботиться об исправном содержании улицы, на протяжении занимаемой им усадьбы до половины улицы и убирать с них нечистоты, вывозя таковые на указанные места, а во время зимы заравнивать ухабы и раскаты" [39].

   Очень важным для города было устройство мостов и колодцев. В статье 6 "Мелочные расходы по благоустройству города" сметы городского бюджета г. Ставрополя на 1898 год говориться, что "Въ эту статью расхода следуетъ включить необходимое на устройство мостовъ и колодцевъ. ...Исправить городскiя колодцы и сделать один новый въ конце Юрловки, изъ которыхъ во время половодья, жители могли бы пользоваться чистой, а не мутной изъ Воложки водой, на что ассигновать 50 руб. ...Таким образом ст. 6-я расхода увеличится на 260 руб. и будет составлять общую сумму 1260 руб." [40].

   В том же 1898 году перечень статей доходов и расходов города Ставрополя-на-Волге даёт следующие цифры (в рублях): "Всего доходовъ - 30592,66. Предметы расходовъ: їIII. Отопленiе и освещенiе тюрем - 1094. їVII. Благоустройство города - 2074,90. їVIII Содержанiе городскихъ сооруженiй (предпрiятiй) - 15. їIX. Народное образованiе - 5953,74. Всего расходовъ - 30592,29" [41]. В Самаре "расходы на городское благоустройство составляли около 15 процентов городского бюджета, на образование - 13, на медицинское обслуживание - один процент" [42].

   Ко времени первой русской революции отмечается рост расходных средств бюджета г. Ставрополя. Но в 1906 г. на "благоустройство города исчислено 4789 руб. 61 коп., менее прошлаго года на 1126 руб. 89 коп., уменьшенiе последовало по ст. 2 на 150 руб. за сокращенiемъ расходовъ на очистку площади и исправленiя дорогъ..." [43]. Несмотря на некоторое сокращение, в 1906 г. "По ї7 ст. I. Расходъ по очистке базарной и хлебной площадей и по исправленiи дорогъ определить въ 200 руб." [44].

   Необходимо отметить, что уровень развития городского благоустройства можно определить и по рассмотрению этого вопроса в образовательных учреждениях (коих в России в то время не было). Так, "...уже в 1901 году в Финляндии появились первые инструкции по переработке отходов..." [45]. Но наиболее богатый источник коммунального, и, в частности, муниципального знания находится, без сомнения, в Германии - этой классической стране самого полного и строгого городского благоустройства. В Германии в 1902 году в Аахене создаётся одна из первых школ, обучающая профессиональной работе в муниципалитетах. Приглашаются на её занятия через российские журналы и наши соотечественники. Позже были созданы первые высшие учебные заведения, специально посвящённые муниципальному знанию, а именно основанные в Дюссельдорфе в 1911 году "Академия коммунального управления" с юридическим уклоном (превращена в высшую школу в декабре 1917 г.) и в Кёльне в 1914 году "Высшая муниципальная школа" [46].

   Именно накопление и развитие знаний по функционированию муниципального хозяйства даёт возможность в 1911 г. М. Гитерману, при описании швейцарской деревни Бассин (насчитывающей 417 жителей), особенно выделить социальную значимость коммунальной сферы: "Коммунальный водопровод в Бассине, сооружённый в 1872 году, не преследует никаких фискальных выгод и имеет в виду только интересы потребителей. ...Водопровод обслуживает шесть общественных фонтанов (на улицах деревни) и 14 пожарных кранов ("гидрантов"), которые в руках 79 человек "пожарной команды" представляют прекрасную защиту против пожаров - этого бедствия русской деревни" [47]. Хотя, например, в 1840 г. для пожарной безопасности в деревне Кунеевка Ставропольского уезда Самарской губернии произвели ремонт пожарного водопровода [48].

   До революции 1917 г. в Российской империи насчитывалось 866 городов. "Весь городской жилищный фонд... составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях, землянках и т.п. В 1912 г. только в Москве было учтено 24,5 тыс. коечно-каморочных квартир, в которых проживало 313 тыс. че-ловек. Причём, 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% - водопровода, 85% - канализации; жи-лой фонд с центральным отоплением составлял около 1%" [49]. К 1917 году в городах страны работало лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных [50].

   Итак, рассматривая историю функционирования городского коммунального хозяйства дореволюционной России, необходимо отметить ряд важных моментов.

   Во-первых, благоустройство средневековых русских городов (как и полисов античного мира) не подчинялось какому-либо определённому стандарту.

   Во-вторых, с созданием централизованного государства в России вопросы благоус-тройства и коммунального (общего) дела стало входить в компетенцию органов внутренних дел.

   В-третьих, интенсивное решение проблем коммунальной сферы городов в пореформенной России было возможным благодаря узкой направленности деятельности городских дум на решение проблем городского хозяйства.

   В-четвёртых, в благоустройстве городов огромную роль играли как органы местного самоуправления (несмотря на скудные средства и бюрократический аппарат), так и сами жители, для блага которых и функционировало коммунальное хозяйство.

  

   Примечания

  

   [1] Сидоренко Г.А., Калгушкина О.В. Цивилизационные процессы в развитии ОАО "АВТОВАЗ" // История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность. Материалы I Всероссийской научной конференции 26 - 27 ноября 2003 г. (отв. ред. Лившиц А.Э., Нахманович П.А.). - Тольятти, издание ОАО "АВТОВАЗ", 2003. С. 238.

   [2] Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. - М.: "КАНОН-пресс-Ц", "Кучково поле", 2001. С. 337.

   [3] Подойницын А.В. О кочевом феодализме, кочевых городах и кочевниках (Краткое рассуждение) // Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории. Исследования 1999 - 2000 годов. (Новая хронология). - М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 2000. С. 569.

   [4] Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. С. 266.

   [5] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д: издательство "Феникс", 1997. С. 326.

   [6] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. - Симферополь: СОНАТ, 2002. С. 63.

   [7] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д, 1997. С. 352 - 353.

   [8] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С. 23.

   [9] Гальперин Ч. Идеология молчания: предвзятость и прагматизм на средневековой религиозной границе // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Маджеска. Пер. с англ. З.Н. Исидоровой. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2001. С. 81.

   [10] Прингл Д. Архитектура Латинского Востока. 1098 - 1571 // История крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 200.

   [11] Смирнов А.П. Новые данные об исторической и социальной топографии города Великие Болгары // Города Поволжья в средние века. - М.: "Наука", 1974. С. 10.

   [12] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. - Симферополь, 2002. С. 82.

   [13] Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода Великого в XII - XVI веках. - Новгород, 1997. С. 12.

   [14] См.: Устав князя Ярослава о мостех 60-х годов XIII в. (комм. В. Л. Янина) // Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода Великого в XII - XVI веках. - Новгород. 1997. С. 23 - 26.

   [15] См.: ЖКХ в цифрах и фактах // www.comhoz.ru

   [16] См.: Плужников В. "Заборов не делать, а ставить тыны, дабы ворам несвободно перелезать было". Муниципальный календарь. Январь - февраль // Муниципальная власть. 2001. N 1. С. 106.

Нами созданы:

Наши группы в контакте

Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz