Благоустройство
человеком своего постоянного места обитания (квартиры, дома, города) является
его постоянной потребностью. Поэтому необходимо знать и применять накопленные
знания функционирования городского коммунального хозяйства при решении проблем,
возникающих в жилищно-коммунальной сфере современной России.
Вступление человека в эпоху цивилизации ознаменовалось появлением совершенно
новых черт в характере его обитания и образе жизни. В длительном историческом
процессе человек создал самую эффективную систему жизнеобеспечения - город.
Можно сказать, что возникновение города - это и есть само возникновение
цивилизации. Термин "цивилизация" восходит к её латинскому корню:
civis, означающему не только "гражданин", но и "горожанин".
"Поэтому цивилизация означает городскую культуру, отражающуюся в таких
показателях, как технический прогресс, экология, санитарное состояние, уровень
здравоохранения, и оценивается в динамике социального и культурного
развития" [1].
Определение понятия "города" может быть сделано с различных точек
зрения. Как отмечает Макс Вебер: "Город (в употребляемом нами значении)
есть рыночное поселение (Marktansiedelung)" [2]. Важно то, что город - это
важнейшее звено всей системы территориальной организации общества. По качеству
взаимодействия городских структур можно определить влияние города на окружающие
его территории. "Города - это самый трудоёмкий и ценный материальный
продукт человеческой цивилизации. Ничто не требует таких огромных усилий, как
строительство городов с их водоснабжением, коммуникациями, дорогами.
Строительство городов - одна из основных целей экономической деятельности
человека вообще" [3].
История городского коммунального хозяйства дореволюционной России требует при
своём рассмотрении сравнения с "мировым опытом", что помогает выявить
закономерности в развитии городов. Как отмечают Игорь Яковлевич Фроянов и
Андрей Юрьевич Дворниченко: "Сравнительно-историческое изучение
древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с
полисами античного мира. Так, ...одинаково были характерны единство города и
сельской округи, эффективная форма социально-политической организации -
республика" [4]. Исследователь истории поздней Римской империи англичанин
Джонс А.Х.М. пишет, что "рост города можно оценить и по количеству новых
водопроводов..." [5]. Поэтому необходимо обратится к временам античности,
которая до сих пор служит для нас образцом в области городской культуры.
Римляне были великолепными строителями, особенно в возведении водопроводов и
канализации, ведь как говорит древнеримская мудрость: "развитие
цивилизации определяется расстоянием между носом человека и местом помещения
отходов внутренних органов его хозяина". Именно при римлянах в I в. до
н.э. - V в. н.э., на крымском полуострове в г. Херсонесе, изначально греческом
поселении, был проведён водопровод. "По нескольким ниткам керамических
труб в город из источников на Гераклейском полуострове была подведена свежая и
вкусная питьевая вода. Римляне, блестящие топографы, сумели проложить трубы
так, что вода поступала в город самотёком, успешно преодолевая все холмы и
балки" [6].
Особенностью развития древнеримских городов было то, что их благоустройство не
подчинялось какому-либо определённому стандарту. Например, "крошечный
городок Панопа, расположенный в горах Северной Греции, "не имел
муниципальных зданий, гимназий, театра, рынка; в фонтаны не была проведена
вода", в то время как Антиохия в IV в. могла похвастаться восемнадцатью
общественными банями и уличным освещением. Любой город с претензиями на
оригинальность замащивал свои улицы камнем, его главные улицы отличались
широкими тротуарами, часто укрываемыми колоннадами. В Антиохии и некоторых
других крупных городах улицы ночью освещались. Огонь поддерживался лавочниками,
перед владениями которых устанавливались лампы. В большинстве городов также
функционировала дренажная система и общественное водоснабжение, обеспечиваемое
водопроводами, которые зачастую прокладывались от удалённых источников. Во всех
респектабельных городах имелись свои общественные бани. Плата за топливо для их
обогрева ложилась тяжким бременем на городской бюджет..." [7].
В
средние века в Западной Европе водопроводные и канализационные системы были
показателем античного наследия городов. В городах, не имевших такого наследия,
нечистоты были естественным достоянием улиц. Как утверждает в своей работе
"Основы городского хозяйства" Лев Александрович Велихов:
"Благоустройство средневековых городов почти во всех отношениях было
значительно ниже, чем таковые же античных центров" [8]. Крестовые походы
способствовали более обширному знакомству европейцев с системами городской
гигиены. Американский историк Чарльз Гальперин пишет, что некоторые французы
(жившие в Иерусалимском королевстве) сумели воспользоваться преимуществами
бань, водопроводов и системы канализации, но в целом они "перенесли свой
привычный образ жизни в Палестину и жили на французский манер среди
мусульманского мира" [9]. Так, города Латинского Востока (по типу Западной
Европы) в основном "обеспечивались водой из цистерн и колодцев, хотя в
Тире, Антиохии, Керасии и Иерусалиме сохранились древние акведуки" [10].
В
XIII - XIV вв. в поволжском городе Великие Болгары "находилась хорошо вымощенная площадь с водоразборным бассейном, к
кото-рому шёл водопровод с верхнего берега. Рядом находилась баня, известная
под наименованием Красная палата, просуществовавшая вплоть до разрушения города
в начале XV в. К западу располагалась вторая баня того же типа. Третья баня по
склону городища обнаружена к востоку от Красной палаты. Около бань на-ходились
колодцы, кроме того, раскрыт водо-провод, подававший воду сверху"
[11].
При нынешней ситуации в России, когда в стране происходит повсеместный износ
водопроводных и канализационных сетей, интересно отметить, что даже "в
средневековье Херсонес по-прежнему отлично снабжался водой. Исправно работало
водохранилище, действовали колодцы, фонтаны и городская канализация. Гончарные
трубы, которые, естественно, никогда не ржавели и не требовали замены, позволили
средневековому водопроводу Херсонеса работать в течение 300 лет после гибели
города, и к моменту основания Севастополя в 1783 году продолжал давать чистую
питьевую воду" [12].
Состояние сегодняшнего коммунального хозяйства находится на несравненно высшей
ступени. Но настоящее берёт начало из прошлого, тем более что в период
современного реформирования жилищно-коммунального хозяйства России использовать
опыт предков вполне уместно, особенно в части самоуправления коммунальным
хозяйством и городской культуры в целом.
Опыт функционирования коммунального хозяйства России берёт начало со времени
существования первых русских городов. Исследователи Панов А.Н. и Овчаров С.Г.
отмечают, что "...Новгород являл собой эталон средневекового русского
города. Благодаря усилиям археологов мы получили самое полное представление об
облике древнерусских "градов", их планировке, уличных мостовых, и,
почти полное - о его коммунально-инженерных коммуникациях: водостоках,
водоводах, теплосборниках и т.п. Эти сведения принципиально важны для истории
новгородского коммунального хозяйства, которое возникло около тысячи лет назад.
В то время, безусловно, вопрос теплообеспечения был наиболее важным. Как,
впрочем, и сегодня" [13].
Археологические исследования позволя-ют утверждать, что в
Великом Новгороде мостились практически все улицы, иначе в условиях повышенной
влажности движение по ним было бы невозможным. Источником, подтверждающим этот
факт, является принятый в 60-х годах XIII в. "Устав князя Ярослава о
мостех". Он принадлежит к числу важнейших памятников новгородского
административного законодательства. Устав посвящён организации мощения главных
торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и на городской
торг. Вероятно, забота о возобновлении рядовых
уличных настилов лежала на самих горожанах. Ведь главная цель устава -
организовать те магистрали, которые обслуживают Торг. Памятник содержит
подробные сведения о разверстке мостовой повинности в Новгороде, а в приписках
- об организации строительства и ремонта Великого моста через Волхов [14].
С созданием централизованного государства в России
руководство местным самоуправлением, местным (город-ским) хозяйством,
институтами "благосостояния", "благоус-тройства",
"городского и земского дела", "коммунального (общего) дела"
стало входить в компетенцию органов внутренних дел (учреждённой в
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции
"общественного благочиния" были переданы российской полиции, которую
именовал "душой гражданства и всех доб-рых
порядков" и связывал с полицией понятия "благосостоя-ния
населения". Важным вопросом для государства было решение проблем в
коммунальном хозяйстве. Это отражено в указе Петра I от 22 февраля (5
марта)
Закладка первого моста через Неву (с его освящением) состоялась 26 июня 1727
года, а 7 июля был подписан именной указ Меньшикову на строительство моста. 27
ноября (8 декабря) 1730 года вышел сенатский указ "О сделании для
освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей". В указе проявлялась
забота не только о прохожих, но и о "внешности" города: фонари
требуется ставить одинаковые и на равных дистанциях по одной прямой [17].
Первая "перспективная" дорога, построенная по единым правилам,
протяжённостью свыше
Екатерина II, определяя назначение полиции новым термином
"благочиние" (однокоренное слову "чиновник"), или "созидание и сохранение блага", вводит
Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию указом
Петра I, определяются и нравственные качества государственных служащих.
Жалованная грамота городам
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство
было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко
от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод,
завершённый к 1804 году. Так был учреждён Мытищинский водопровод.
В
1802 году создаётся Министерство внутренних дел и государственных имуществ
России (МВД) - единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение
населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого
ведомства и его исполнительным органам на местах.
15 (27) декабря 1817 года Александр I подписал и направил Министерству полиции
указ "Об устройстве городов и селений". Его начинало требование:
"Дороги должны быть с обеих сторон означены вырытыми канавами, так, чтобы
равенство сие наблюдалось при каждом повороте, и чтобы без нужды, по
местоположению, не делалось излишних изгибов". В других местах указа
говорилось: "стилку мостов производить из тесаных брёвен, а не из
кругляков" [20].
Помимо заботы государства, в благоустройстве городов огромную роль играли сами
жители. Ярким примером этого служит следующий эпизод из истории г. Самары,
описанный Николаем Александровичем Архангельским: "В
1851 году полицмейстер доносил губернатору, что на Алексеевской улице против
дома купца Попова находится топкое место, где даже при ма-лом дожде вода, не
имея ската, образует болото и впоследствии делается большая грязь. Губернатор,
распорядился, чтобы, городская Дума устроила канаву для спуска воды вниз, под
гору и покрыла её досками и чтобы она не препятствовала езде. Канава была
устроена; но когда, по поручению Ду-мы, гласный Чистяков осмотрел её, то нашёл,
что она сделана непрочно, из тонкого леса, почему доски при проезде гнутся, и
она от этого скоро должна прийти в ветхость. Дума поручила Чистякову устроить
канаву, как следует. Но домовладельцы на свой счёт переделали её, прежде чем он
со-брался устроить её, как следует, и в Самаре стало одним топким местом
меньше" [21].
Александром II 1 января
В
Городские думы получили право облагать налогом имущества и
доходы частных лиц города. Но имущества и дома могли облагаться по закону не
свыше одного процента их стоимости, в таком же размере облагались сбором
городская торговля и промышленность. В структуре городских расходов
значительная часть средств шла на удовлетворение так называемых обязательных
расходов - на содержание полиции, пожарной части, жандармского дивизиона,
врачебно-полицейского управления, воинской части, тюремных учреждений. Немало
средств тратилось на нужды структур самого общественного управления, уплату
дол-гов, на городские предприятия (в том числе водопровод, освеще-ние,
благоустройство, санитарную и строительную часть), на мировые учреждения.
Интересно отметить, что в Самаре "доходы давали и такие предприятия, как
водопровод (
И всё-таки, несмотря на многочисленные финансовые и иные
трудности, социальная инф-раструктура, например, "в Москве постепенно
развивалась с помощью структур общественного управления. В городе был построен
газовый завод, началось освещение московских улиц газовыми фонарями. Правда,
многие, даже близкие к центру улицы были освещены недостаточ-но. Так, в
На заседаниях городских дум обсуждались не только проекты
строительства водопроводов, например в г. Самаре их было подано 11, но и
сооружение речных мостов. Так, в г. Москве "в
В отличие от Москвы, как показывают исследования Петра
Серафимовича Кабытова, "Самара исстари "славилась" своими
грязными и пыльными улицами. В
Вопрос укрепления берегов озёр и одновременно озеленения
решался и в уездном г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти) Самарской губернии. Так в статье 4 городского бюджета на
90-е годы XIX столетия характеризуются настойчивым стремлением к
муниципализации важнейших отраслей хозяйства, определяющих жизнеобеспечение
города. "После городской реформы 1892 года правительство полностью освободило
себя от забот о развитии и управлении городским хозяйством, преложив их на
органы общественного управления, в руках которых постепенно сосредоточился весь
круг вопросов, связанных с благоустройством, санитарно-гигиеническим состоянием
города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного
образования, медицинского обслуживания населения" [32]. В крупных городах
Средневолжского региона "сооружаются конно-железные дороги,
совершенствуются единые системы водоснабжения, вводится электрическое
освещение. Так, в Самаре строительство электрической станции было завершено в
1900 - начале 1901 года..." [33]. В
В
1895 году был поднят вопрос о сооружении в Самаре канализационной сети, которая
была необходима в целях оздоровления города. "Но на её проведение нужны
были большие средства (около 1 млн. рублей), которых у города не было. Проблема
была решена лишь к 1909 году при помощи взносов частных лиц; тогда и начались
работы по прокладке канализационной сети по плану немецкого инженера
Линдлея" [35]. И только "в конце 1912 года открыта городская
канализация" [36] (в Москве первая канализация сооружена в
В
провинциальных городах дела с благоустройством решались далеко не так
интенсивно. Однако, зачастую важна не скорость решения проблемы, а сама
деятельность и желание находить выходы из сложных ситуаций. Интересным примером
служит история небольшого городка Ставрополя-на-Волге, основанного в
Валентин Александрович Овсянников пишет, что "только после покрытия
обязательных расходов (на полицию, на пожарный обоз и т.д.) городская Управа
могла направить деньги на необязательные расходы (на начальное обучение, на
благоустройство, на организацию медицинской части, на благотворительность, на
помощь в развитии мелких промыслов, на организацию мелкого кредита и т.д.)...
Серьёзного внимания и заботы от городской Думы требовали основы санитарного
состояния и благоустройства в городе... Законом 1900 года местным органам
власти - городским Думам и земствам было предоставлено право издавать для
жителей своих городов обязательные постановления. В обязательном постановлении
1879 года ставропольская городская Дума требовала, чтобы "каждый
домовладелец обязан заботиться об исправном содержании улицы, на протяжении
занимаемой им усадьбы до половины улицы и убирать с них нечистоты, вывозя
таковые на указанные места, а во время зимы заравнивать ухабы и раскаты"
[39].
Очень важным для города было устройство мостов и колодцев. В статье 6
"Мелочные расходы по благоустройству города" сметы городского бюджета
г. Ставрополя на 1898 год говориться, что "Въ эту статью расхода следуетъ
включить необходимое на устройство мостовъ и колодцевъ. ...Исправить городскiя
колодцы и сделать один новый въ конце Юрловки, изъ которыхъ во время половодья,
жители могли бы пользоваться чистой, а не мутной изъ Воложки водой, на что
ассигновать 50 руб. ...Таким образом ст. 6-я расхода увеличится на 260 руб. и
будет составлять общую сумму 1260 руб." [40].
В
том же 1898 году перечень статей доходов и расходов города Ставрополя-на-Волге
даёт следующие цифры (в рублях): "Всего доходовъ - 30592,66. Предметы
расходовъ: їIII. Отопленiе и освещенiе тюрем - 1094. їVII. Благоустройство
города - 2074,90. їVIII Содержанiе городскихъ сооруженiй (предпрiятiй) - 15.
їIX. Народное образованiе - 5953,74. Всего расходовъ - 30592,29" [41]. В
Самаре "расходы на городское благоустройство составляли около 15 процентов
городского бюджета, на образование - 13, на медицинское обслуживание - один
процент" [42].
Ко времени первой русской революции отмечается рост расходных средств бюджета
г. Ставрополя. Но в
Необходимо отметить, что уровень развития городского благоустройства можно определить
и по рассмотрению этого вопроса в образовательных учреждениях (коих в России в
то время не было). Так, "...уже в 1901 году в Финляндии появились первые
инструкции по переработке отходов..." [45]. Но наиболее богатый источник
коммунального, и, в частности, муниципального знания находится, без сомнения, в
Германии - этой классической стране самого полного и строгого городского
благоустройства. В Германии в 1902 году в Аахене создаётся одна из первых школ,
обучающая профессиональной работе в муниципалитетах. Приглашаются на её занятия
через российские журналы и наши соотечественники. Позже были созданы первые
высшие учебные заведения, специально посвящённые муниципальному знанию, а
именно основанные в Дюссельдорфе в 1911 году "Академия коммунального управления"
с юридическим уклоном (превращена в высшую школу в декабре
Именно накопление и развитие знаний по функционированию муниципального
хозяйства даёт возможность в
До революции
Итак, рассматривая историю функционирования городского коммунального хозяйства
дореволюционной России, необходимо отметить ряд важных моментов.
Во-первых, благоустройство средневековых русских городов (как и полисов
античного мира) не подчинялось какому-либо определённому стандарту.
Во-вторых, с созданием централизованного государства
в России вопросы благоус-тройства и коммунального (общего) дела стало входить в
компетенцию органов внутренних дел.
В-третьих, интенсивное решение проблем коммунальной сферы городов в
пореформенной России было возможным благодаря узкой направленности деятельности
городских дум на решение проблем городского хозяйства.
В-четвёртых, в благоустройстве городов огромную роль играли как органы местного
самоуправления (несмотря на скудные средства и бюрократический аппарат), так и
сами жители, для блага которых и функционировало коммунальное хозяйство.
Примечания
[1] Сидоренко Г.А., Калгушкина О.В. Цивилизационные процессы в развитии ОАО
"АВТОВАЗ" // История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы,
современность. Материалы I Всероссийской научной конференции 26 - 27 ноября
[2] Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса;
Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. - М.: "КАНОН-пресс-Ц",
"Кучково поле", 2001. С. 337.
[3] Подойницын А.В. О кочевом феодализме, кочевых городах и кочевниках (Краткое
рассуждение) // Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории.
Исследования 1999 - 2000 годов. (Новая хронология). - М.: Финансовый
издательский дом "Деловой экспресс", 2000. С. 569.
[4] Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. - Л.:
Издательство Ленинградского университета, 1988. С. 266.
[5] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д: издательство
"Феникс", 1997. С. 326.
[6] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. -
Симферополь: СОНАТ, 2002. С. 63.
[7] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д, 1997. С. 352 - 353.
[8] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт
муниципального управления, 1995. С. 23.
[9] Гальперин Ч. Идеология молчания: предвзятость и прагматизм на средневековой
религиозной границе // Американская русистика: Вехи историографии последних
лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Маджеска. Пер. с
англ. З.Н. Исидоровой. - Самара: Изд-во "Самарский университет",
2001. С. 81.
[10] Прингл Д. Архитектура Латинского Востока. 1098 - 1571 // История крестовых
походов / Пер. с англ. Е. Дорман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 200.
[11] Смирнов А.П. Новые данные об исторической и социальной топографии города
Великие Болгары // Города Поволжья в средние века. - М.: "Наука",
1974. С. 10.
[12] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. -
Симферополь, 2002. С. 82.
[13] Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода
Великого в XII - XVI веках. - Новгород, 1997. С. 12.
[14] См.: Устав князя Ярослава о мостех 60-х годов XIII в. (комм. В. Л. Янина)
// Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода
Великого в XII - XVI веках. - Новгород. 1997. С. 23 - 26.
[15] См.: ЖКХ в цифрах и фактах // www.comhoz.ru
[16] См.: Плужников В. "Заборов не делать, а ставить тыны, дабы ворам
несвободно перелезать было". Муниципальный календарь. Январь - февраль //
Муниципальная власть. 2001. N 1. С. 106.
Нами созданы: |
---|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |