Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 07:14

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа

Либерализм и западничество

Репинецкий С.А. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ЛИБЕРАЛИЗМ" И "ЗАПАДНИЧЕСТВО" В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. // УРОКИ ИСТОРИИ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНЫ, ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА 20-21 ВЕКОВ. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. С. 251 – 253. 0,2 п.л.


Соотношение понятий "либерализм" и "западничество" в русской общественной мысли.

Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Самара, Россия

Repinetskiy S.A.

Relations between the concepts "liberalism" and "Westernalism" IN RUSSIAN Political THOUGHT.

Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University, Samara, Russia

 

Западничество в России всегда означало сознательное заимствование опыта стран Западной Европы и США (Романо-германской и англо-саксонской цивилизаций) и его использование в развитии российского общества или стремление к этому. В XVII – XVIII вв. в Западной Европе происходит промышленный переворот и складывание политической системы абсолютизма – плоды того и другого оказались достаточно привлекательными для правительства России, осознавшего отсталость своей страны. Поэтому в XVII – XVIII вв. именно правительство стало «первым западником» России: широкие заимствования западных образцов начались при царе Алексее Михайловиче Романове (Новоторговый Устав по образцу политики меркантилизма, полки нового строя по образцу европейских регулярных армий, церковная реформа по образцу западно-славянских церквей, приказная система по образу министерств, первые школы по образцу школ католических орденов и т.д.) и продолжились более активно при Петре I. Российские консерваторы – напротив – стремились защитить плоды заимствований прошлых веков (например, раннее старообрядцы защищали православие византийского образца, консервативные политики защищали монгольско-византийскую государственную систему, заимствованную Русью ранее, и т.д.) от новых заимствований. Западничество было идеологией и практикой правительства, а консервативным элементом выступала оппозиционная часть общества.

К ХIХ веку правительству преуспело в этом противостоянии и стало стремиться законсервировать ситуацию, выдавая скопированный им с европейских образцов бюрократический абсолютизм (последнее слово континентально-европейской политической науки XVII в.) за якобы «исконно русское самодержавие». Однако западная цивилизация в это время не стояла на месте и в XVIII в. сказала новое слово: господствующей политической теорией там постепенно становится либерализм и либеральные государства (Великобритания, Нидерланды, Франция, затем США) постепенно завоёвывают мировое господство и строят всемирные империи. Видя это, правительство пытается ввести и в России некоторые либеральные элементы (политика просвещённого абсолютизма Екатерины II и Александра I), но сталкивается с двумя непреодолимыми препятствиями: консерватизмом значительной части общества и необходимостью пожертвовать частью полномочий короны и привилегий высшего сословия на пути либерализации. Эти факторы заставили российскую монархию (и – строго говоря – российскую власть вообще) с середины ХIХ века перейти с реформистско-западнических на консервативно-западнические позиции. С тех пор и до нынешнего времени российский правительственный консерватизм сводился, главным образом, к отстаиванию незыблемости бюрократической автократической государственности, заимствованной из Западной Европы первыми Романовыми. Официальная государственная консервативная идеология всегда стремилась выдать эту целиком заимствованную политическую систему за якобы исконно русскую. В тот момент, когда политическая власть в России перестала представлять западническую тенденцию, сам Запад уже перешёл от абсолютизма (даже просвещённого) к либерализму. Именно это общественное течение – проникнув в Россию и овладев умами передовой интеллигенции – стало новым российским западничеством к середине ХIХ в. Под либерализмом мы понимаем идеологию, в основе которой лежит принцип индивидуализма, выраженный в максимальных личных правах и полной личной ответственности во всех сферах жизни общества: в философии это выражается в антропоцентризме и признании человеческой личности главной ценностью, в политической области это проявляется в отстаивании личных прав и институтов гражданского общества, в социальной – в защите гражданских свобод, в экономической – в защите института частной собственности и свободы рынка и т.д. Предтеча и учитель первых российских либералов – профессор истории Т.Н. Грановский – строил свою теорию на сопоставлении: он продемонстрировал, что в XVII в. Россия повторяла путь Запада, пройденный им в предыдущем столетии, в XVIII в. – повторила следующую стадию развития Западной Европы, которая для самой Европы уже была «вчерашним днём». Современная историку Россия ХIХ в. имела много черт Европейских государств прошлого столетия, но современные ему европейские государства уже активно шли по пути либерализации. Из этого очевидно напрашивался вывод, что их современное состояние показывает будущее России и Россия обречена повторить эту стадию развития передовых обществ так же, как она повторяла все его предыдущие стадии. Эта логика легла в основу российской либеральной идеологии, носившей ярко выраженный западнический характер. Славянофильские, радикально-демократические и ведомственные направления общественной мысли – наоборот – нельзя относить к числу либеральных. Без индивидуализма, осуждаемого славянофилами, социального реформизма, не признаваемого радикалами, и гражданского общества, сдерживаемого бюрократией, никакая программа не может считаться либеральной. Таким образом, понятие «российский либерализм» начиная с середины XIX в. идентично понятию «российское западничество». Правительство не приняло либерализма в виду необходимости ограничения его власти и полномочий; с середины XIX в., со времени зарождения российского либерализма, западничество превращается из официальной правительственной в оппозиционную общественную идеологию.

Репинецкий С.А.

Соотношение понятий "либерализм" и "западничество" в русской общественной мысли.

Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Самара, Россия

 

В статье рассматривается соотношение понятий «Либерализм» и «Западничество» в российской общественно-политической мысли и даётся краткий обзор истории связанных с этим фальсификаций.

 

Repinetskiy S.A.

Relations between the concepts "liberalism" and "Westernalism" IN RUSSIAN Political THOUGHT.

Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University, Samara, Russia

 

The article deals with relations between the concepts "Liberalism" and "Westernalism" in Russia's socio-political thought and gives a brief overview of the history associated with these frauds.

Нами созданы:

Наши группы в контакте

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz